Точно, не лента, которую многие годы по сотне раз смотрят широкие массы и, что тоже показательно, наши космонавты. Для последних это ритуал, талисман, а еще средство немного приблизить зарубежных партнеров по полетам к пониманию русской души. В общем, космического масштаба кино-то получилось.
Полвека тому назад, в 1967 году, началась работа на кинолентой с рабочим названием «Басмачи». Судьба у этого проекта была исключительно сложной, постоянно приходилось прорываться через невероятные препятствия. Потому, от старта работы и до выхода фильма на экраны прошло 3 года. Понятно, что иной раз кинокартины снимались и дольше, но в этом случае постоянно приходилось что-то или кого-то менять, нервничать.
Первоначально за сценарий сели упомянутый Кончаловский и Фридрих Гореншетйн, который, на всякий случай, известен по работам над «Солярисом» и «Рабой любви». Впрочем, Горенштейн вскоре отпал, а в соавторы Михалкову-Кончаловскому назначили Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова, которые и довели дело до конца, когда их покинул Андрей Сергеевич. Того поманила серьезная тема. Кончаловский отправился экранизировать тургеневское «Дворянское гнездо».
Пока сценаристы придумывали сюжетные повороты вокруг приключений гарема Черного Абдуллы и красноармейца Сухова (подлинную историю о женщинах, брошенных их мужем-бандитом в пустыне, Ежову рассказал ветеран Гражданской войны), шли судорожные поиски режиссера фильма. Среди кандидатов фигурировал и Тарковский, благо, в конце концов, позвали Владимира Мотыля.
Ему, стоит отметить, по ходу работы доставалось «на орехи» изрядно. Сроки срывались, случился перерасход бюджета, актеры попадали в различные странные ситуации, например, в пьяные драки. Однажды даже был похищен реквизит, чтобы вернуть его пришлось пригласить сняться в кино дагестанского, скажем так, авторитетного человека. Его вы помните по красной рубахе и фразе «таможня дает добро».
Но главное результат, верно ведь? После переделок, досъемок, утверждений на разных уровнях к народу прорвался великолепный фильм, разобранный на полюбившиеся образы и узнаваемые цитаты. И тут спасибо товарищу Брежневу. Пока кинематографическое начальство размышляло, стоит ли такую историю показывать людям, генеральный секретарь посмотрел ее у себя на даче и пришел в восторг. Судьба «Басмачей», «Пустыни», «Спасти гарем», а в заключительной версии «Белого солнца пустыни» была решена.
Кстати, в 1997 году, открытые советскими астрономами на Венере кратеры, были названы в честь барышень из гарема, спасенного Федором Суховым, плюс еще один в честь его единственной и на все времена любимой супруги Кати.
Век революции: первая ленинская поза
Проходимцы всех стран, объединяйтесь!
Добрый ужас Советской Малороссии